Воинская частьНадводные силы

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»

Общий вид крейсера

На сегодняшний день крейсер «Адмирал Кузнецов» является единственным тяжелым авианесущим кораблем в составе Северного флота и ВМФ России в целом. Судно выполняет задачи по поражению крупных целей над водой. 300-метровая палуба шириной 75 м, высота размером с дом в 20 этажей, способность быть на плаву при затоплении 5 отсеков и общая протяженность коридоров 16 км делают судно по-настоящему уникальным.
Авианосец изготовлен по проекту 1143.5 «Кречет» на Черноморском судостроительном заводе в г. Николаеве. Во время работ по строительству судна оно несколько раз меняло название. На этапе проектирования наименовалось «Советский Союз», при закладке – «Рига», при спуске на воду – «Леонид Брежнев», во время испытаний – «Тбилиси».

История проектирования и испытаний

Взлётная палуба авианосца

Взлётная палуба авианосца

Разработанный в Невском проектно-конструкторском бюро авианосец должен был принимать авиацию с обычным взлетно-посадочным режимом. Эскизные мероприятия начались в 1977 году и завершились в 1980 году. Итогом работы проектировщиков стал крейсер «Адмирал Кузнецов» — габаритный, с принципиально новой стратегией расположения ракетных комплексов. Их поместили внутрь корпуса. Необычной стала и надстройка – она немного выступает за правый борт. Так увеличились размеры палубы и повысились возможности для горизонтального взлета авиации 4 поколения. Проект утвердили только в 1982 году.
В начале декабря 1985 года корабль был спущен на воду. Тогда же на него были установлены радиолокационные, авиационные, вентиляционные и другие системы. К швартовым испытаниям крейсер приступил летом 1989 года, а осенью на его борт была принята часть экипажа. В октябре 1989 года судно вывели в море для тестирования посадки авиации. Акт приема был подписан спустя 8 лет после его постройки в 1990 году и авианосец вошел в состав Северного флота.
Авианесущий крейсер с 2013 по 2014 год проходил ремонт и модернизацию. В 2015 году участвовал в плановых зенитно-ракетных и артиллерийских учения в Баренцевом море. На сегодня корабль требует капремонта, но направлен на плановый ремонт в Мурманск. Он восстановил техническую готовность и модернизирован новыми видами авиационных боеприпасов.

Архитектура судна

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Крейсер «Адмирал Кузнецов» существенно отличается от своих предшественников проекта 1143. Его сквозная полетная палуба с термостойким покрытием, трамплин в носовой части, бортовые самолетоподъемники создают все условия для взлета и посадки истребителей.
Корпус с 7-ю палубами и 2-мя платформами выполнен по сварной технологии. Дно – прочное, двойное расположено по всей длине авианосца. Ангар состоит из 4 отсеков, разделенных перегородками из огнестойкой стали. Систем транспортировки авиации – полуавтоматика. Самолеты перемещаются и располагаются в ангаре со сложенными крыловыми консолями, а вертолеты – складывают лопасти винтов. Место для ремонта авиации расположено на корме.
Корабль проекта 1143.5 был первым в отечественном кораблестроении, для которого использовалась подводная конструктивная защита. Часть корпуса, располагающаяся над водой, изготовлена по технологии экранирования.
Облик, который получил крейсер «Адмирал Кузнецов», соответствует типовому авианосному кораблю со сплошной палубой для посадки и взлета авиации. Островная надстройка несколько смещена на правый борт. Так улучшаются возможности для принятия авиатехники и маневренность судна.




Комплектация корабля и условия службы

Флагман Военно-Морского Флота России

Флагман Военно-Морского Флота России

Крейсер «Адмирал флота Советского союза Кузнецов» по-настоящему огромен. На нем при необходимости может быть размещено около 50 самолетов. Корабль – единственный в России, предназначенный для транспортировки истребителей Су-33. Только с него авиация может подниматься в воздух в условиях Заполярья.
Двухрядный трамплин, расположенный в носовой части, имеет две взлетных дорожки с разбегом 90 м. Относительно левого борта находится позиция для взлета Як-11 с разбегом 180 м. Защиту персонала от выхлопов обеспечивают дефлекторы, охлаждающиеся с помощью воды.
Посадку скоростной авиации на палубу обеспечивают 4 аэрофинишера. Они натянут поперек палубы на расстоянии 12 м друг от друга. Чтобы погасить кинетическую энергию самолетов, применяют 4 тормозные машины гидравлического типа. Аэрофинишеры имеют разметку для посадки авиатехники диаметром 17 м.


Самолет выводится на то место, где находится крейсер «Адмирал Кузнецов» при помощи радиосистемы ближней навигации. Для ночной посадки палуба оборудована ОСП «Луна-3» с индикаторами света. При помощи зеленых ламп посадка выполняется в расчетной точке, а желтого и оранжевого – на аэрофинишере. Красный свет сигнализирует об исправлении положения летательного аппарата.

Принятие военной присяги молодым пополнением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Принятие военной присяги молодым пополнением тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов»

Судно входит в состав 43-й дивизии ракетных кораблей и дислоцируется на территории судоремонтного завода № 35 в г. Мурманске. Крейсер является самостоятельной частью с боевыми и техническими средствами на борту. Войсковая часть 20506 состоит из нескольких боевых частей: штурманской, ракетной, минно-торпедной, связи, электромеханической, авиационной, радиотехнической.
В числе команды – около 2000 человек: летчики, командиры, офицеры и матросы. На крейсере имеются более 3,5 тысяч помещений для проживания экипажа, 50 душевых и 6 столовых. Помещения рассчитаны для проживания команды на время длительного плавания по океанским водам. Но на сегодняшний день проектная численность не была достигнута, и большинство кубриков и кают пустуют.
Крейсер «Адмирал флота Советского союза Кузнецов» регулярно выходит в море на боевые учения – в Баренцево, Северное или Средиземное море.

Посадка на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Посадка на ТАВКР «Адмирал Кузнецов»

Очевидцы рассказывают о длительной акклиматизации матросов из-за влажного и холодного воздуха. Сообщают о небольшом проценте служащих из Дагестана, но проявлений неуставных отношений и дедовщины нет.
Присяга проходит на территории завода в пгт. Росляково недалеко от Мурманска. Служащие проживают в теплых кубриках-каютах. Банный день – по выходным в заводской бане, на корабле горячей воды нет. Телефоны матросам выдают только на выходных.

Информация для мамы

Посылки и письма

Адрес части: 183017, г. Мурманск-17, войсковая часть 20506 (ТАРК «Адмирал Кузнецов»), номер боевой части (спросите у бойца), ФИО матроса.
Адрес почтового отделения: 183017, г. Мурманск-17,ул. Адмирала флота Лобова, 37. Почтовое отделение работает с 11.00 до 19.00 по будням и с 11.00 до 18.00 по субботам. Посылки на корабль приносят.

Контактные телефоны

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота

ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Северного флота

7 (815-37) 6-28-17 – коммутатор части;
7 (815-2) 25-60-13 – дежурный военного госпиталя в Мурманске;
7 (815-2) 22-04-89 – телефон отдела доставки почтового отделения.

Ваш визит

Как добраться

  • От железнодорожного вокзала – на маршрутках № 51, 53, 54 и 62 до конечной остановки (35-й завод);
  • От аэропорта – до железнодорожного вокзала – на автобусе № 106. Затем пересесть на автобус № 10 или маршрутки № 51, 53, 54 и 62 и доехать до конечной остановки.

Где остановиться

В Мурманске есть много предложений по аренде гостиниц и квартир, но жилье стоит бронировать заранее.